Постановление Правительства о приоритете нуждается в доработке

Фондом подготовлены и направлены в Правительство России предложения о внесении изменений в постановление, устанавливающее приоритет российских товаров, работ, услуг.

Речь идёт о Постановлении от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». При его разработке в 2016 году в тексте, по всей видимости, были допущены некоторые ошибки, которые вызвали большое количество вопросов при его применении.

Так, например, пункт 3 правового акта устанавливает порядок предоставления приоритета при проведении аукционов путём заключения договора с победителем аукциона по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены, в случае если его заявка содержит предложение о поставке иностранных товаров или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

В то же время, постановление предполагает возможность заключения договора не только с победителем закупки, но и со «вторым» участником, если победитель уклоняется от заключения договора. Таким образом, очевидно, что пункт 3 должен предусматривать порядок предоставления приоритета не только в случае заключения договора с победителем аукциона, но и в случае заключения договора со «вторым» участником.

В действующей редакции постановление, по сути, создаёт для «второго» участника преимущественные условия, что противоречит базовым принципам организации закупочной деятельности.

Другая неточность в тексте нормативного акта связана со случаями, когда приоритет предоставлять не нужно. Согласно подпунктам «б» и «в» пункта 6 постановления приоритет не предоставляется, если в заявке не содержится предложений о поставке российских товаров, работ, услуг и если в заявке не содержится предложений о поставке иностранных товаров, работ, услуг. Трактуя эти нормы буквально, не предоставлять приоритет следует конкретным участникам закупки, если их заявки не содержат предложений о поставке российских товаров, работ, услуг либо не содержат предложений о поставке иностранных товаров, работ, услуг.

Однако по смыслу документа приоритет не должен предоставляться, когда предложения о поставке российских товаров, работ, услуг либо предложения о поставке иностранных товаров, работ, услуг не содержатся во всех заявках по данной закупке.

В противном случае, при применении действующего на сегодняшний день порядка в более выгодном положении может оказаться участник закупки, предложивший не российские, а иностранные товары, работы, услуги. Это противоречит цели и смыслу самого постановления. При этом Минэкономразвития России, разъясняя приведённую норму, в письме от 20.03.2017 № Д28и-1393 использовало именно формулировку «все заявки», тем самым фактически подтвердив наличие в официальном тексте постановления ошибки.

Наконец, подпункт «д» пункта 5 постановления устанавливает, что цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Цена единицы каждого товара, работы, услуги рассчитывается с целью установления соотношения цены предлагаемых к поставке российских и иностранных товаров, работ, услуг. Цена единицы каждого товара, работы, услуги должна быть рассчитана для всех заявок на участие в закупке, содержащих предложение о поставке товаров, работ, услуг одновременно и российского, и иностранного происхождения, а не только для заявки участника, с которым заключается договор.

При проведении конкурсов или запросов котировок использование действующей редакции порядка влечёт за собой совершенно нелогичный расчёт цены единицы каждого товара, работы, услуги в отношении одной заявки используя коэффициент, определяемый по другой заявке. А это, в свою очередь, приводит к тому, что сумма цен единиц каждого товара, работы, услуги отличается от общей цены договора, предложенной в соответствующей заявке.

Все неточности действующей редакции постановления № 925 были подробно описаны Фондом содействия бюджетному сектору в письме, направленном в Минфин России, а также Аппарат Правительства и Правительственные комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства и по импортозамещению. Фондом предложено данным органам инициировать внесение в документ о приоритете необходимых изменений.

 
г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 75, оф. 508/3
info@росконкуренция.рф